Елена Соколова: «ВИТТ ПОЖЕЛАЛА МНЕ УДАЧИ»
В середине октября в Атлантик-Сити прошел первый из шести турниров
"Гран-при" нового сезона. Единственной российской фигуристкой,
сумевшей одержать там победу, стала вице-чемпионка Европы и
мира-2003 Елена Соколова.
- Я до сих пор в аэропорту, - сообщила она по телефону. - Багаж не
прибыл. Возможно, его не успели погрузить в самолет. Мы улетели из
Атлантик-Сити за 20 минут до того, как город накрыл ураган "Вилма".
Не представляете, как было страшно! По телевизору непрерывно шли
репортажи, и мы видели, что происходит в соседних городах. Это был
какой-то непрерывный ужас.
- Надо было отдавать себе отчет в том, где предстоит соревноваться.
Не первый день в США ураганы бушуют.
- Когда летели в Америку, я не думала об этом. Только о том, что в
этой стране мне обязательно должно повезти. Как в Вашингтоне в
2003-м. Я не каталась в США с тех пор и верила, что выступление там
наверняка будет удачным. Так и вышло. Кстати, прокат произвольной
программы совпал с днем рождения моего тренера Виктора Кудрявцева, и
он был очень благодарен мне за такой подарок.
- Многих удивило уже первое ваше выступление в сезоне - на турнире
Nebelhorn Trophy в немецком Оберсдорфе, где ваши спирали и вращения
были чуть ли не максимального уровня сложности. Как удалось добиться
такого прогресса в элементах, которые никогда не считались вашим
"коньком"?
- Надо просто внимательно читать правила. Безусловно, мы много
работали над теми же спиралями, но главное - в новых правилах есть
множество нюансов, которые позволяют набирать дополнительные баллы
во всех составляющих программы. Тем не менее руководящий принцип
остается прежним: если быть на голову выше остальных, то в любом
случае выиграешь. Независимо от правил.
- Непросто, согласитесь, быть на голову выше, когда все вокруг
твердят, что спирали и вращения - не самое сильное ваше место.
- На такие разговоры я старалась не обращать внимания. Мы с тренером
решили сделать упор прежде всего на прыжки. Есть определенные планы,
с этим связанные. Рада, например, что в США у меня получились все
семь тройных. От соревнований к соревнованиям мы будем стараться
делать программы еще сложнее. Каскады пока приберегаем - не время
все показывать. Следующий этап "Гран-при" у меня в Париже, а до
этого планируем поехать в Загреб на турнир "Золотой пируэт", чтобы
лишний раз опробовать наши задумки. Собственно, и соревнования в
Оберсдорфе мы выбрали для того, чтобы до начала более важных стартов
увидеть, как воспринимают программу судьи, как они оценивают
отдельные элементы.
- Как вам работалось летом?
- Месяц после чемпионата мира отдыхала, выступала в показательных.
Постановочной работой мы занимались в Москве. В конце августа обе
программы были готовы.
- Выбор темы "Ромео и Джульетта" для произвольной композиции
обусловлен тем, что Олимпийские игры пройдут в Турине?
- Когда я первый раз услышала музыку, то сразу поняла: это - мое.
Тема, безусловно, не нова, но мне подумалось, что именно эту музыку
- из мюзикла - не всякий сумеет найти.
- Но вы-то нашли?
- О, это была целая история! Мне удалось раздобыть номер телефона
баронессы Катерины фон Гечмен-Вальдек, которая продюсировала в
России мюзиклы "Метро", "Нотр Дам де Пари", а сейчас - "Ромео и
Джульетта". И она мне помогла.
- Вот так сразу?
- Это меня удивило больше всего. Когда я дозвонилась, то сразу
начала безостановочно говорить, как мне нравится эта музыка,
насколько она меня воодушевила. Боялась, что Катерина не дослушает и
повесит трубку. А она оказалась совершенно замечательным, очень
простым в общении человеком.
- Нервотрепку олимпийского сезона вы уже успели почувствовать?
- Я предпочитаю не думать об этом, а спокойно переходить от одного
этапа подготовки к другому. Если уже сейчас начну загружать мозги
мыслями об Олимпиаде, то сойду с ума.
- Вас обрадовал или разочаровал тот факт, что от выступления в
Атлантик-Сити сначала из-за травмы отказалась Мишель Кван, а затем
Саша Коэн?
- Для меня это не имело никакого значения. Я была озабочена только
своим собственным выступлением. Тем, что должна сделать свою
программу максимально хорошо. Это вообще для меня сейчас самое
главное, независимо от того, где предстоит выступать - на чемпионате
Москвы или чемпионате мира. И уж тем более бессмысленно сравнивать
себя с кем-то еще.
- Этим, как я слышала, во время турнира в Атлантик-Сити постоянно
занимался телекомментатор - знаменитый в прошлом американский
фигурист Дик Баттон. И многие его сравнения были не в вашу пользу -
придирался по полной программе.
- Знаю. Баттон слишком сильно любит американских спортсменок. Они
для него всегда лучшие, как бы ни катались. Но знаете, что меня
удивило? Перед самым началом короткой программы Баттон вдруг подошел
ко мне и сказал: "Лена, я наблюдал за всеми вашими тренировками. Вы
меня просто удивили тем, насколько хорошо выглядите на льду. Не
ожидал". И пожелал мне удачи. Было очень неожиданно и приятно. А
затем я испытала почти такой же шок, когда пожелать удачи подошла
Катарина Витт. Она в какой-то степени всегда была моим кумиром.
- Почему именно она?
- Я восхищалась ею как спортсменкой, как личностью. Катарина -
сильная женщина.
- В Германии вас выводила на лед ваш хореограф Алла Капранова. В
Атлантик-Сити - Кудрявцев. Вам проще выступать, когда у борта стоит
тренер, или сложнее?
- Однозначно ответить трудно. В чем-то проще, в чем-то сложнее. Но
во время соревнований с Кудрявцевым точно спокойнее. Я чувствую его
силу за своей спиной.
2005 год
© Елена Вайцеховская